История Кодуно-Кижингинской долины уходит своими корнями далеко вглубь столетия. На её территории люди жили с древнейших времён палеолита. Об этом свидетельствуют археологические памятники, дающие представление о далеком прошлом нашего края. У подножия сопки Турасгай находится могильник, состоящийиз 10 вертикально стоящих плоских камней в форме ящика и достигавших высоты человеческого роста. В настоящее время не достигают высоты одного метра. Необъятные просторы долины в разное время населяли разные племена и народы. Ветры истории оставили над нашей территорией времена великих хунну, тюркских каганатов, империи монголов. ДоXVӀ столетия наш край был заселен эвенками-охотниками, это отразилось на названиях местности. В XVӀ-XVӀӀ вв. начинается переселение хори-бурят, которые прочно осели на территориях, расположенных по рекам Уда, Хилок, Кодун и тд.
История

История села Могсохон
История Кодуно-Кижингинской долины уходит своими корнями далеко вглубь столетия. На её территории люди жили с древнейших времён палеолита. Об этом свидетельствуют археологические памятники, дающие представление о далеком прошлом нашего края. У подножия сопки Турасгай находится могильник, состоящийиз 10 вертикально стоящих плоских камней в форме ящика и достигавших высоты человеческого роста. В настоящее время не достигают высоты одного метра. Необъятные просторы долины в разное время населяли разные племена и народы. Ветры истории оставили над нашей территорией времена великих хунну, тюркских каганатов, империи монголов. ДоXVӀ столетия наш край был заселен эвенками-охотниками, это отразилось на названиях местности. В XVӀ-XVӀӀ вв. начинается переселение хори-бурят, которые прочно осели на территориях, расположенных по рекам Уда, Хилок, Кодун и тд.
Кодунцы, как и все буряты, вели кочевой образ жизни, сохраняя родовые отношения. На зиму уходили в долины меж окрестных гор и лесистых сопок, где были защищены от ветров и непогод. Основными местами зимних стоянок были Бухата — Саганур — Ожорсото — Жэпхеген. Лето проводили в Турасгае, Могсохоне, Дарбагае и в Шулуте.
В основном население занималось скотоводством. « Табан хушуу мал» - овцы, козы, коровы, лошади, верблюды составляли основу хозяйственной жизни хори-бурята.
Могсохон славился своими умельцами в изготовлении сёдел и телег, которые пользовались большим спросом во всей округе. Известными мастерами были: Булэдархан, Шаралама, Балхонин Базаржап, Шархиибал. Работы этих мастеров были известны далеко за пределами своей долины. Часть этих работ дошли до наших дней и хранятся в музее им. Ц-Н.Очирова.
Революцию 1917 года некоторые наши земляки встретили в самом Петрограде. Полусотня рекрутированныхсолдат в 1916 году были направлены на тыловые работы в г. Архангельск и оказались в водовороте событии тех лет. В числе этих солдат были наши земляки-Жигмитов Чимит, Бадмаев Бальжир, Золтоев Содном. Последний являлся очевидцем конвоирования арестованного царя Николая ӀӀ.
События Октябрьской революции, дошедшие до Забайкалья в первое время не были восприняты простым народом. В итоге народ оказался разделенным на две враждующие стороны: балагат и хошун. Балагаты не принимали идеи революции, а хошунцы поддерживали её. Ярыми агитаторами считались Дондок и учитель Жамсаран Дансаранович из Хундэлгэ. С установлением Советской власти начались изменения в административной жизни улусов. Так, в начале 20-х годов обширная территория Среднего Кодуна была подразделена на два соседствующих сомонных совета: Сулхаринский и Могсохонский. Могсохонский сомонный совет располагался в местности Могсохоной булэг. В 1927 году был переименован в Средне-кодунский. Он, как новый административный центр, размещался в местности чуть севернее озера Сагаан-Нуур. Улусными активистами 20-х годов были: ДамдиновЦырен-Доржо, Жимбеев Цырен-Дылык, Гармаева Долгор. Большую роль сомонный Совет сыграл в организации 1929 году в Кодуне первых ТОЗов (Товарищество Объединенных Земель). Первым
председателем ТОЗа в местности Шара-Тала был Цыбиков Жанчип, а его заместителем стал Санжижапов Доржо. Такие ТОЗы появились также в
Улзыто, Хурае, Ожорсото, Они разработалисвой устав и название. Так в 1933- 1934 году образовались: в Ожорсоте - «Соел», в Турасгае - «Бато-Эблэл», в
Улзыте – «Улаан-Малшан», в Жэпхегене - «Блюхер», в Хухэ-Шолоте - «Сталин». Председателями были Аюшеев Халзан, Дыкшенов Базаржап,
Гатапов Ринчин-Доржо. Из этих ТОЗов спустя год-два были образованы первые сельхозартели: в Турасгае — «Бата-Эблэл», в Могсохоне - ТОЗ им. Молотова. В 1936 году объединились ТОЗы им. Молотова и Сталина. Был образован укрупненный колхоз им. Блюхера. В 1938 году колхоз им. Блюхера был переименован обратно в колхоз им. Молотова. В эти годы председателем колхоза работал коммунист Генинов Лубсандагба.
Начало 30-годов, в молодой стране Советов, ознаменовалось принудительной коллективизацией. Неразрывной частью коллективизации была мощная антирелигиозная компания. Закрывались и разрушались культовые дацаны, ламы подвергались массовым репрессиям.
В 1935-1936 годах проводились мероприятия по закреплению земель за хозяйствами в вечное пользование. В среднем, на один колхоз приходилось по 6571 га. В эти годы колхозники начали заниматься лесозаготовкой. Лес возили на крестьянских санях, по ледяной дороге и складывали их с южной стороны реки Кодун. Вплоть до октября сплавляли по реке до конечного пункта Онохой. Поливальщицами ледяной дороги в 1935 году были 3 девушки Дагмит: Холхорой Дагмит, Халзайн Дагмит и Дагбын Дагмит.
Особенно знаменательным был 1936 год. Бурятия впервые в истории своей автономии делегировала своих передовиков в Москву на прием руководителей партии и правительства. Из Среднего Кодуна в составе той делегации выехал Балдан-СодномДашахорлуев - председатель колхоза им. Кирова. Он вернулся из столицы нашей Родины с орденом «Знак Почета».